Главная > Закулисье > Мастера и танцоры

Мастера и танцоры


15-12-2017, 13:54. Разместил: Alchemist

    

    Принято считать, что ушу зародилось в древних буддистских и даосских монастырях. Это неправда. Ушу — это вообще-то современное название.  Раньше китайские боевые искусства называли так: уи, гунфу, цзюньлянь… 軍練 Цзюньлянь — это военная тренировка. Любой солдат должен был этим заниматься. И поэтому наиболее широкий пласт ушу, разумеется, военный.  Древнее китайское государство выделяло средства на обучение своей армии для подготовки солдат-профессионалов. Поэтому настоящие боевые искусства первоначально развивались именно в воинской среде. 

    Откуда взялось стойкое убеждение, что ушу — это прежде всего монахи, монастырь Шаолинь, и тому подобное? Просто в те далекие и жес­токие времена боевые искусства могли выжить только в монастырях. Кроме того, буддистские монахи не должны были проливать кровь и не имели права носить оружие. Поэтому у себя в монастырях они развивали навыки самозащиты и учились биться голыми руками, или, в крайнем случае, посохом. А обучали их этому, разумеется, профессиональные военные. Собственно, этим и ограничивается роль монастырей в развитии ушу.

    Любой энтузиаст склонен, вопреки здравому смыслу, предаваться розовым мечтам. До смешного доходит, когда люди находятся в плену навязанных им культурных стереотипов. 

    Вот, казалось бы, святая святых — Шаолиньский монастырь.  Куда уж традиционнее! И что? Монахи сегодня там ходят в кроссовках Adidas и с мобильными телефонами. И это, что — настоящие монахи?  Теперь монастырь Шаолинь заточен исключительно под туристов, зарабатывает на них деньги, и настоящих монахов там уже почти не осталось. Увы! Времена изменились, и всё вокруг тоже изменилось.

    В давние времена монахи использовали ушу для укрепления собственного здоровья. Они считали, что основное достоинство ушу — это гармония между человеком и природой. Создавая гимнастические комплексы, даосские и буддийские мудрецы стремились укрепить внутренние органы, добиться эластичности мышц, подвижности суставов, прочности сухожилий, чуткости нервных окончаний и хорошего кровообращения. Желая постичь секреты долголетия, они  пытались перенять способы дыхания у животных и птиц. В современном ушу такая постановка напрочь отсутствует.   

    Да и корни возникновения у традиционных боевых искусств и современного ушу — совсем разные. Современное, спортивно-показательное ушу вышло из древних ритуальных танцев, затем из них возникли театрализованные поединки для развлечения придворной знати, состоящие из канонизированного исполнения комплексов с оружием и голыми руками. В театральном ушу акцент сделан на внешние проявления формы, которые характеризуются особыми каноническими требованиями. Известно, что рафинированность всегда идет в ущерб функциональности и эффективности. Вообще в реальном бою нужно не так уж много ударов. И бить ногой в голову совершенно нет никакой необходимости. Конечно, это красиво, зрелищно, и даже необычно, но совершенно не эффективно. Так что люди, которые много тренируются для показательных выступлений с демонстрацией красочных комплексов и динамическими постановочными схватками, как правило, не являются хорошими бойцами. 

    В традиционном ушу, которое мой Учитель называет 傳統武功 [сhuántǒng wǔgōng], главное — это сила «гунфу». А само ушу воспринимается как «чудесно-утонченное» (мяо и), «сокровенное искусство» (сюань-шу), реализующееся  в одном «одухотворенном ударе» (шэнь цюань), которое дарует «истинное мастерство» (чжэнь гунфу) и «благую мощь» (дэ). Всё это отражает собою некий, священный, — «от Неба данный» характер настоящего ушу.

   Настоящий мастер обладает реальным умением боевой схватки, и уж точно не демонстрирует показушное  искусство, которое в древности называли «пышным цветением для любования».

     А как же всё-таки понять, что перед тобой мастер очень высокого уровня?

    Когда приближаешься к Учителю на достаточно близкое расстояние ещё до того, как ты его коснешься, у тебя создается четкое ощущение, что ты уже проиграл. Для большинства людей уровень его ответной реакции на возникающие внешние раздражители — просто запредельный. Удивительно, но такие мастера пока ещё существуют, и это радует, хотя их ученики в силу влияния времени отходят от настоящей традиции, или же берут из неё только то, что сегодня востребовано на рынке.

    Подавляющему большинству обычных людей порой сложно понять, что в мире существуют два вида ушу, которые, по сути, между собой почти никак не связаны. Как это ни странно, но современное или театральное ушу, тоже было создано китайской традицией. Этот тип ушу был создан для обычных мирян в основном для того, чтобы сохранить в нетронутом виде истинные ценности, особое мистическое знание, удовлетворив людей примитивных и недалеких. То, что сегодня практикуют бабушки с веерами в парках, относится к настоящему боевому искусству так же, как зумба в фитнесс-клубе — к латиноамериканским танцам.   

    А вот и совсем новые веяния в современном фитнесе — медитативные танцы, где «утонченная восточная пластика связана с космическими ритмами и мелодиями». Через танец, который «гармонично соединен с мироощущениями и устремлениями человека XXI века», и якобы является «кладезем древних знаний об исцелении и оздоровлении, проводится осознанная работа человека с энергией инь-ян по древним восточным методикам». 

    ©Юрий Ражев 


Вернуться назад